Детский сад как эталон экологической культуры

Мечты и реальность

Т.В. Потапова

potapova@genebee.msu.su

Современные российские детские сады — это миниатюрные природно-хозяйственные структуры, абсолютно прозрачные в части движения ресурсов. Они представлены во всех уголках страны и, с одной стороны, сравнимы по масштабам, а с другой — уникальны по конкретным природным и культурным условиям. Они словно самой судьбой предназначены послужить нашему обществу действующими моделями для повседневного тренинга в экологически безопасном природопользовании и экологически грамотном использовании ресурсов.

В первую очередь, детским садам нужна помощь в тщательном экологическом обследовании всех сторон их работы, грамотном анализе полученной информации и принятии на основе этого анализа оптимальных управленческих решений. Собственными силами им эти задачи не решить: необходима серьезная разработка научных основ, а также общественная поддержка практических шагов по реализации научных рекомендаций.

Карта детского сада

Большинство детских садов России имеют отдельные здания и около 1 га хорошо озелененных территорий для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Существенную помощь в успешном решении этих задач могут оказать студенты и школьники: провести «зеленый аудит» и дополнительные посадки целевого («уголок леса»; «гости Уссурийской тайги») или декоративного назначения; изготовить и развесить птичьи домики и т.д. Летом в большом городе молодежь с огромным удовольствием выполняет подобную работу, если она разумно организована.

Рисунок 2 Рисунок 4 Рисунок 3

Рисунок 5 Рисунок 17 Рисунок 7

Серьезная проблема — так организовать жизненное пространство вокруг ребенка, чтобы систематически включать в его восприятие образцы разнообразной эколого-позитивной деятельности окружающих старших: сотрудников детского сада, родителей, местных жителей. При этом живое общение со школьниками и студентами — настоящая большая радость для младших детей.

Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 11

Рисунок 12 Рисунок 10 Рисунок 18

Особый восторг у малышей вызывает мастерство школьников и студентов, как в обращении с техникой: от молотка и лопаты до видеокамеры и компьютера, — так и в искусстве лепки и рисования или организации ролевых и подвижных игр.

Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16

Как показал опыт, на почве детских садов молодая энергия студентов и школьников легко и естественно объединяется с творческим потенциалом ветеранов, находит поддержку у высококвалифицированных специалистов и предпринимателей.

В декабре 2002 г. на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, десятилетие, начинающееся с 2005 г., было провозглашено десятилетием образования в интересах устойчивого развития. 23 марта 2006 г. Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провел Международную конференцию «Законодательное обеспечение экологического образования и формирования экологического сознания», отметив в решении, что экологическое образование и просвещение всех групп населения является важнейшим инструментом обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития.

В свое время (22.09.1998 г.) Парламентские слушания «Проблемы экологического образования и воспитания в России», проведенные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, отметили, что в России отсутствует, к сожалению, система государственного управления этой отраслью образования, однако, к счастью, в инициативном порядке различными ведомствами, общественными организациями и группами лиц реализуется широкий круг эколого-образовательных программ и проектов разного уровня. Парламентские слушания признали приоритетным направлением в этой области — развитие дошкольного экологического образования.

В конце века по заданию Госкомэкологии России (НИОКР-98) творческий коллектив московских ученых и педагогов разработал концепцию «Детский сад — эталон экологической культуры» и рекомендации по ее внедрению. Содержание этих разработок и опыта их внедрения в конкретных дошкольных учреждениях разных регионов России систематически доводилось до прямых пользователей: работников детских садов и управленческих структур системы образования, — при финансовой, информационной и организационной поддержке таких организаций и структур, как:

В 2004 г. Центральный совет ВООП при поддержке МПР России и НИА-Природа выпустил в свет сборник «Детский сад — эталон экологической культуры», в который вошли основные материалы по реализации Концепции «Детский сад — эталон экологической культуры» на местах в период с 1993 по 2003 гг.

Проблемные конференции, которые проводил в 1995, 1997, 1999, 2001, 2003, 2005 и 2007 гг. Центральный совет ВООП, показали, что идея превращения детских садов России в эталоны экологической культуры востребована специалистами. Они понимают, что детям нужно давать образцы положительной деятельности взрослых в решении экологических проблем, активно ищут практические рекомендации и конкретные пути воплощения этих идей на практике. Таких примеров много: в Москве, Калининграде, Магадане и Мурманске, в Архангельской, Вологодской, Костромской, Нижегородской, Иркутской, Ростовской и Тверской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, в республиках Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Саха-Якутия, Северная Осетия–Алания и других регионах России. Необходимым фактором успешного продвижения в этом направлении является системная целостность всего комплекса отечественных детских садов.

В России до 2005 года существовала общенациональная система типовых детских садов. Группа специалистов в составе Министерства образования РФ координировала работу этой системы с помощью единых нормативно-правовых документов: организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и пр. Правительственная реформа 2005 года ликвидировала на Федеральном уровне эту функцию — управление детскими садами передали в регионы и местным органам власти. Эта реформа нарушила системную целостность работы наших детских садов, в то время как им совершенно необходима действенная государственная и общественная поддержка, чтобы сохранить и укрепить эту реально существующую надежную базу подготовки малышей к будущему, отвечающему принципам устойчивого развития, а также задействовать их как базу просвещения широких слоев населения в вопросах экологической культуры.

В конце в. отсутствие системы государственного управления экологическим образованием успешно компенсировалось широким кругом эколого-образовательных программ и проектов разного уровня, которые в инициативном порядке реализовали различные ведомства, общественные организации и группы лиц. Особенно повезло в этом отношении детским садам, так как их эколого-образовательную и воспитательную работу координировал Центральный совет Всероссийского общества охраны природы при поддержке Федерального и региональных экологических фондов. К сожалению, в настоящее время работа ВООП с детскими садами практически утратила былую эффективность.

Московские детские сады в начале века попали в орбиту внимания ЮНЕСКО благодаря активности мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Вопрос: кто на общенациональном уровне возьмет на себя ответственность за судьбу отечественной системы детских садов?