Летом 1995 г. Минобразования РФ были выделены средства на проведение в г.Пущино Московской области летней школы-лагеря по обучению школьников эколого-образовательной работе с дошкольниками. Лето заканчивалось, финансирование запаздывало и я обратилась в середине июля за срочной поддержкой в ИСАР. Я глубоко признательна этой организации за доброжелательность и оперативность рассмотрения моей заявки, за бесценную информационную поддержку и, конечно, за срочный грант в размере $300 в рамках программы "Семена демократии",- все это позволило мне и моим коллегам успешно реализовать большую, интересную и очень важную программу действий в интересах детей и с их помощью. Но сначала — небольшой экскурс в не очень древнюю историю.
В 70-80-е г.г. пущинские ученые потратили массу времени и сил на приобщение школьников к сокровищнице экологических знаний, оказавшись в итоге лицом к лицу с весьма грустной истиной: даже весьма полновесные экологические знания сами по себе не формируют экологически ответственного поведения человека по отношению к окружающей среде.
Как альтернатива чисто образовательному подходу возникла идея напрямую прививать детям и подросткам навыки экологической культуры в процессе совместной работы с экологически грамотными наставниками над выполнением конкретных проектов по экологическому мониторингу и улучшению окружающей среды. Автор этой эколого-образовательной концепции, конструктор и прораб учебно-консультационного лабораторного комплекса, сочинитель столь неудобного для взгляда и слуха названия "Лаборатория оптимизации природопользования" и бессменный диктатор до последних дней ее существования (как юридически и финансово независимого лица) — К.Б.Асланиди,- с самого первого проекта ("Рассада-89") принял крайне жесткое условие — все программы и проекты должны выполняться в режиме самофинансирования с полностью открытой для всех участников финансовой отчетностью. Реализована эта организационная парадигмы была в форме "харакири по-русски" — создания Индивидуального Частного (эколого-образовательного) Предприятия.
Вкратце с деятельностью Лаборатории можно ознакомиться по материалам в сборнике "Вместе со всей планетой" (Пущино, 1995), в "Экологической азбуке для детей и подростков" (Изд-во МНЭПУ, 1995), в №1(3) "Вестника экологического образования России". Подробности нескольких десятков выполненных ИЧП К.Б.Асланиди уникальных эколого-образовательных проектов 1988-95 г.г. можно изучить в Пущино, погрузившись в толстые тома лабораторных отчетов и километры видеопленки. (ИЧП в настоящее время как юридическое и финансовое лицо приказало долго жить, но его материально- техническую базу, информационный и кадровый потенциал унаследовало вновь созданное общественное объединение "Пущинский ковчег").
Проект "Малыши и няньки" — одна из эколого- образовательных инноваций, разработанных в Лаборатории К.Б.Асланиди. Основа проекта — идея воспитания навыков экологической культуры у дошкольников и школьников через обучение старших детей быть наставниками для младших при условии создания адекватной среды для их взаимодействия. Две первых летних школы по подготовке школьников к эколого-воспитательной работе с дошкольниками проводились Лабораторией в 1993 и 1994 г.г. при частичном использовании средств Минэкологии РФ, выделенных на НИОКР по Федеральной программе "Экологическая безопасность России": тема 12.2.1. ("Разработка пакета программ по экологизации дошкольного воспитания") и тема 12.7.6 ("Разработка рекомендаций по нестандартным формам непрерывного экологического образования").
Летняя школа 1995 г. проводилась не просто как летний лагерь для детей, но как акция, направленная на то, чтобы привлечь внимание общественности города Пущино к проблемам выживания учебно- консультационного центра Лаборатории и попытаться всем миром спасти его живые коллекции. В конечном итоге в работу над проектом, по проектуи вокруг проекта оказались вовлечены:
Средства, выделенные Минобразования РФ (9,8 млн. руб.) и ИСАР ($300), были зрасходованы на трехразовое питание (2-й завтрак, обед и полдник) детей- участников школы (20 человек) в течение трех недель, приобретение канцелярских и хозяйственных товаров для работы детей в Лаборатории, приобретение кормов для животных, организацию экскурсии для детей в Приокский заповедник и поездки в Москву в Минэкологии РФ на презентацию "Экологической азбуки", подарки детям и заключительный праздничный ужин.
Формально, ничего особенного в организации школы не было: дети приходили на занятия к 9 утра и в 19 часов были свободны до следующего утра. Но...Каждый день был расписан по часам, где лекции и беседы сменялись практической работой, самостоятельными занятиями, отдыхом, выходами "в поле" (в лес, на реку, в магазин, в детские сады и т.д.). Кроме того, в соответствии с Главной Организационной Парадигмой Лаборатории К.Б. Асланиди все участники знали, сколько у нас есть средств и на что мы планируем их израсходовать, и с чрезвычайным энтузиазмом оптимизировали использование имеющихся ресурсов.
Все, что дети могли делать сами, они делали сами:
16 начинающих "нянек" (9-12 лет) все это делали в 4-х группах, под руководством 4-х опытных наставниц из числа старших школьниц, прошедших в предыдущие годы два полных курса подготовки по программе "Малыши и няньки".
Старшие школьницы обучали младших навыкам работы с животными и растениями, следили за порядком в рабочих группах, помогали вести дневники, знакомили с отчетами Лаборатории, проводили просмотры видеоматериалов, полевые занятия и экскурсии, играли и пели вместе с младшими, демонстрировали им интересные лабораторные работы.
Взрослые (научные сотрудники, родители, пенсионеры, студенты, работники детских садов и городской администрации) проводили генеральную уборку помещения перед началом школы, закупали хозтовары, организовывали транспорт и посещение кафе, вели делопроизводство по проекту (и содержательную часть, и финансовую), читали лекции школьникам, обучали детей мастерить мышеловки и другие приспособления, дежурили по вечерам, когда дети оставались в Лаборатории после 19 часов просто пообщаться.
Мне оставалась роль дирижера, третейского судьи и скорой помощи, когда сбивался график прохождения программы. На этот последний случай у нас была в запасе дежурная деловая игра "Остров Робинзонов": в течение всей школы каждый участник владел конкретным участком на условном острове и должен был успевать адекватно реагировать на движение ресурсов в островной системе природопользования (собирать урожай, платить за энергию, ликвидировать последствия стихийных бедствий и пр.). В 1995 г. в игру ввели новое условие: на острове установили денежную систему, — так что не то чтобы скучать было некогда, — времени на все проблемы не хватало!
В результате общими усилиями:
Между делом младшие школьники за три недели сами не заметили как изучили "Экологическую азбуку" (165 страниц), 25 томов отчетов Лаборатории, 6 двухчасовых видеокассет из истории Лаборатории...Кто-то из обитателей "Острова Робинзонов" разорился вчистую, трое добровольно "умерли" (вышли из игры), двое — до безобразия нажились...
Очень хотелось, чтобы школьники смогли реализовать приобретенный летом опыт непосредственно в школе, помогая воспитателям в группах продленного дня...Увы! Даже в Пущинской экспериментальной школе РАО этот опыт не укоренился из-за равнодушия педагогов и администрации школы, хотя наши старшие наставницы уж так старались, — изо все сил! Слегка утешает то, что сотрудница японского WWF Juka Takahasi разыскала нас по электронной почте после моей публикации в сентябрьском номере (1995 г.) журнала Юнеско "Connect", запросила более детальные материалы, опубликовала наш опыт привлечения школьников к эколого-воспитательной работе с дошкольниками в Известиях Японского WWF (апрельский номер 1996 г.) и прислала нам восторженные отзывы японских педагогов...
Приятно было получить письмо от сотрудника Швейцарского банка педагогических инноваций о том, что наш опыт включен в Международный банк... Были запросы из Индии, Бельгии, Греции... Грустно, что толком объединиться с кем-то из зарубежных партнеров мы так и не смогли из-за недостатка времени и сил...
Зато двое старших "нянек" поступили недавно в пединститут!
Самое ценное приобретение от реализации проекта 1995 г. — третье поколение "нянек" сформулировало требования к эколого-образовательным программам для малышей в объеме "Экологической азбуки"...Результатом внедрения этих требований в жизнь стала новая комплексная программа подготовки дошкольников к совместному обучению основам экологии, природопользования и правам человека. В течение 1996-97 г.г. эта программа проходила обкатку в 15 московских УВК "Детский сад — начальная школа" (в рамках программы "Экополис. Культура. Здоровье", руководимой М.П. Ролик) и надежно укоренилась в детском саду №1901 (Южное Измайлово, Восточный административный округ г.Москвы, зав. Л.С. Журавлева). Недавно программа отправилась в путешествие по стране благодаря признанию и одобрению нескольких десятков ведущих российских специалистов, которые приобщились к ней в рамках Российской конференции "Проблемы и перспективы экологизации воспитания в дошкольных учреждениях", проведенной Центральным Советом ВООП 19-20 ноября 1997 г. в Москве.
История неожиданно получила продолжение в 1998 году.
24 июня (в среду) мне «подбросили» в Пущино на несколько дней внучку. Наша Надя в каком-то смысле экспериментальный ребенок: мое увлечение экологическим образованием
и воспитанием малышей началось примерно за год до ее рождения, так что все мои педагогические находки так или иначе отражались на ее воспитании. В Пущинской Лаборатории Надя бывала с 1990 года каждое лето: сначала из коляски наблюдала за птичками в витрине, потом заходила внутрь за руку со старшими, а в 1995 году уже участвовала в работе летнего лагеря «Малыши и няньки» в роли малыша.
В 1998 году Надя закончила первый класс и стала совсем серьезным человеком. Увидев закрытые двери Лаборатории и детей, прилипших носами к витринам с птицами, Надя сказала, что так нехорошо и нужно повесить на двери Лаборатории расписание, когда детям можно приходить поработать. Не успела я оглянуться, что это там рисует за письменным столом любимая внучка, как уже были готовы несколько плакатов (формата А4), на которых очень славные девчушки рекламировали, как и почему нужно любить и защищать природу (причем, на русском и английском языках!), и расписание занятий с детьми в Лаборатории с 12 до 18 часов с перерывом на обед и без выходных.
В мои планы на ближайшие дни никак не входила роль «экологической няньки»… Но тут у меня на глазах Надя с озабоченным видом стала сочинять следующий текст (тоже для наглядной агитации на двери Лаборатории): «Защищать природу очень просто, но только нужно, чтобы это делали не 10-20 человек, а почти все люди выполняли простые правила:
После того, как на моих глазах была создана на одном дыхании эта изумительная Декларация, я, конечно, отложила все запланированные на неделю дела (недописанную статью, посещение двух международных экологических конференций, работу над программой для детских садов), и провела несколько дней в Лаборатории, чтобы помочь мной же экологически воспитанному ребенку реализовать ее первую в жизни самостоятельную программу.
Красивые детские плакаты, четкое расписание работы, понятные правила, а главное — открытые двери, тут же привлекли десяток детей из соседних домов, с которыми мы несколько дней дружно кормили птиц, чистили вольеры, собирали для птиц свежую зелень и копали червяков для галчонка, потерявшего родителей, поливали растения, приносили из дома хлеб и яйца на корм птицам (кормов не хватает, а двери Лаборатории закрыты для детей из-за какого-то безумно затянувшегося процесса передачи учебно-консультационного центра Лаборатории в ведение городской администрации).
Дети с восторгом наблюдали за поведением птенцов амадин и с ужасом обнаружили, что глухарка, которую поселили в этой же вольере, стала охотиться за птенцами. Глухарку тут же переселили в другую вольеру к петуху с курицей, и петух сразу пресек ее охотничьи устремления. Освоившись в Лаборатории, дети с удовольствием рассказывали о ее живых обитателях мамам и папам с малышами, которые заглядывали в распахнутые двери и робко спрашивали: «А можно войти посмотреть?» — «Можно! можно!» — радостно кричали новые члены Лаборатории.
Важная Надя попыталась развивать программу дальше: дети устроили конкурс на эмблему и название своей группы, причем меня на роль судьи не приняли, рассудив, что я как бабушка, скорее всего, обижу Надю излишней строгостью. Судьей стал очень строгий мальчик, который совершенно объективно выбрал из шести рисунков два (один- таки был Надин) и группа безоговорочно приняла его решение.
… Этот «экспромт» пришлось прервать: меня ждали дела в Москве, а Надю — друзья на даче у второй бабушки. Но на сердце у меня осталось удивительное тепло от той самоотверженности и доброты, с которой дети малые (а наша импровизированная группа состояла из детей от 6 до 11 лет) трудились ради «братьев своих меньших», со светящимися взорами отнимая друг у друга веники и ведра, вдохновляясь одновременно на стихи и яркие рисунки, споря друг с другом и уступая с легким сердцем ради сохранения трепетного ощущения приобщенности к серьезному делу сбережения природы…
У меня, взрослого и много повидавшего человека, осталось ощущение маленького чуда от этой стихийной детской самоорганизации, при которой мое присутствие требовалось только лишь для консультаций по тому, какую работу делать в первую очередь, ну и, конечно, для страховки безопасности поведения детей в обращении с животными, инструментом и инвентарем.