«Благодаря умению наблюдать возникают впечатления от предметов, а способность речи дает ребенку выражение для обозначения смысла и значения впечатлений. То и другое вместе превращает эти предметы в объекты, которые ребенок сам может рассматривать или как нечто совокупное, или каждый в отдельности; он может сравнивать их между собой, может использовать для оживления своих мыслительных способностей». (И.Г. Песталоцци)
«При наглядном обучении знакомство с предметом для самого предмета играет второстепенную роль; главную же цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логичности и умения верно выражать в словах свои наблюдения и логические из них выводы». «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная и неопровержимая». (К.Д. Ушинский).
Цель программы – помощь родителям и педагогам в формировании у подрастающего поколения представлений о мире природы, отвечающих состоянию современных научных знаний. Содержание программы – разработка и внедрение в жизнь проектов и программ по исследованию природы вместе с детьми с учетом общей мировой тенденции в реформировании образования в XXI веке: переходу от трансляции знаний к обучению решению проблем на базе современных научных представлений о человеке и его месте в мире.
По данным программы «Столичное образование – 6» около 60% московских детей поступают в 1-й класс с нарушениями речевого общения. Почему, – понятно: родители крутятся как белки в колесе, обеспечивая бытовой комфорт детей и удовлетворяя их любознательность игрушками и разнообразными техническими устройствами.
Нобелевский лауреат, наш соотечественник, Илья Ильич Мечников в начале прошлого века писал: «Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество следует отнести к наиболее безнравственным явлениям. Мать, по невежеству воспитывающая своего ребенка против гигиены, ведет себя безнравственно относительно своего потомства, несмотря на свои чувства симпатии. То же самое можно сказать и относительно правительства, игнорирующего законы природы, которые управляют жизнью человека и общества».
В начале XXI века невежество любящих родителей относительно биологии человека и природных законов, управляющих в детстве развитием мышления, грозит будущим поколениям катастрофическим недоразвитием умственных способностей и как следствие – неспособностью организовать экологически грамотное поведение в биосфере Земли.
Двести лет назад великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци сформулировал основные принципы природосообразного воспитания:
В своем последнем труде «Лебединая песня» 80-летний Песталоцци сокрушался о том, что не смог воплотить в жизнь эти принципы. В XIX веке эстафету Песталоцци принял Константин Дмитриевич Ушинский, создавший в нашем Отечестве природосообразную систему начального обучения, на долгие годы определившую природосообразный характер мышления нескольких поколений россиян.
Пресловутая «перестройка» конца XX – начала XXI века отодвинула далеко на задний план в сознании наших соотечественников необходимость сообразовывать свое поведение с законами природы, не управляемыми волей человека. Итог – вполне реальная угроза недоразвития мышления у благополучных московских детей.
Что реально можно и нужно противопоставить этой тенденции ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС?
Программа повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми» реализуется как платная образовательная услуга, а также доступна для бесплатного ознакомления на сайте «Ученые–детям». В 2012 г. курс повышения квалификации по этой программе прошли 9 специалистов д/с №1820 ЗАО г. Москвы, который с 2009 по 2012 г. работал как городская экспериментальная площадка по внедрению концепции «Детский сад – эталон экологической культуры, разработанной по плану НИОКР-98 Госкомэкологии России под руководством д.б.н. Т.В. Потаповой. В 2011-2012 г.г специалисты д/с 1820 выполнили по программе «МГУ–школе» вместе с детьми под руководством ученых МГУ 6 исследовательских проектов.
25 октября 2012 г. был подписан Договор о сотрудничестве между МГУ и д/с №1820, в рамках которого были реализованы следующие мероприятия: